Woodworking News - Новости деревообработки - Современные технологии лесозаготовок Ponsse

Woodworking News - Новости деревообработки

Современные технологии лесозаготовок Ponsse

Завод Ponsse OyjВ прошлом номере WN мы начали рассказ о семинаре «Современные технологии лесозаготовок», который провела известная компания Ponsse вместе со своим представителем в Республике Беларусь – ОДО «Ударник» – недалеко от г.п. Должа Витебской области. В семинаре приняли участие руководители белорусских лесхозов и ряда крупнейших деревообрабатывающих предприятий. Для всех, кто интересуется современными технологиями в области лесозаготовок, мы расскажем, о чем шла речь (WN)

 

Г-н Яакко Лаурила, генеральный директор ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

Г-н Яакко Лаурила, генеральный директор ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)«Идея создания фирмы Ponsse Oyj зародилась в лесу, где ее учредитель, г-н Эйнари Видгрен, работал лесорубом и часто думал о технике, которая смогла бы облегчить труд на делянках. В 1970 г. группой единомышленников был создан первый форвардер PAZ, ставший мощной и эффективной машиной, быстро завоевавшей популярность у местных лесозаготовителей. Новую компанию, которая занялась производством лесной техники, назвали именем любимой всеми собаки Понссе.

Харвестеры Ponsse в странах Европы...
Харвестеры Ponsse в странах Европы...
...и на делянке в Поставском районе Беларуси (машина поставлена в прошлом году)

Следующим революционным этапом в развитии нашего предприятия стало создание в 1986 г. харвестерной головки. Заготовку леса после этого стали рассматривать как комплексный процесс, в котором применение харвестера и форвардера позволило исключить ручной труд и дало предпосылки для роста лесной промышленности страны в целом.

С 2001 г. на машины Ponsse стали устанавливать дизельные двигатели Mersedes-Benz с электронным управлением. Это обеспечило значительную экономию горюче-смазочных материалов, повысило мощность и надежность. Компания Ponsse Oyj стала первопроходцем в широком применении в машинах компьютерной техники и прикладных программ, а также внедрении систем обмера и раскряжевки пиломатериала (с 1980-х годов), средств обмена информацией между машиной и офисами владельцев техники и леса, заказчика древесины, инспектирующих организаций (с 1996 г.). Создание схемы раскряжевки позволило заготавливать больше лесоматериала, чем при ручной валке.

Линии обработки и окраски в цехах завода Центр обучения и сервиса в Санкт-Петербурге
Линии обработки и окраски в цехах завода На складе запасных частей в Санкт-Петербурге
Линия изготовления машинных кабин Динамика продаж новых лесозаготовительных машин Ponsse в Россию и Беларусь

На данный момент производственная программа Ponsse насчитывает ряд харвестеров и форвардеров, с мощностью двигателя от 129 до 240 кВт. Помимо обычных машин мы выпускаем комбинированные, например, BuffaloDual, сочетающие в себе производительный харвестер и мощный форвардер и трансформирующиеся в течение нескольких минут. Такой подход позволяет купить вместо двух машин одну для работы на небольших делянках, значительно сэкономив средства. Широкий модельный ряд манипуляторов, харвестерных головок, захватов и другого оборудования позволяет укомплектовать машину согласно пожеланиям заказчика. Компания Ponsse также разработала ряд решений для работы техники по сортиментной технологии на уклонах и болотистых почвах.

В настоящее время компания Ponsse размещается на той же производственной площадке в центре Финляндии, с которой и начиналась ее история. Правда, площади предприятия значительно увеличились, а вокруг расположились поставщики компонентов для наших машин. Компания, по-прежнему, может считаться семейным предприятием (семье Видгрен принадлежит 60% акций), и хотя ее учредитель два года назад умер, его дело продолжают три сына – Ярмо, Юха и Янне. В 2011 г. оборот компании составил 328 млн. евро, что на 66 млн. больше, чем в предыдущем году. Годовая прибыль компании – 8,8% от оборота, или 28 млн. евро – это хороший результат.

Сегодня процесс сборки машины на предприятии занимает в среднем около 70 часов. За это время на раму в поточном режиме монтируется до 4.000 различных деталей и узлов и около трех километров электрических проводов. Большинство операций выполняют автоматизированные линии. На сегодняшний день мы имеем солидный «портфель заказов» объемом в 80 млн. евро, т.е. на 250-300 машин.

Крупная часть прибыли предприятия (до 80%) постоянно направляется на развитие завода, чтобы сделать продукцию еще лучше, надежней, ускорить и автоматизировать рабочие процессы на предприятии. Например, в 2009 г. только в модернизацию участков сварки, металлообработки и покраски было вложено 6 млн. евро, что позволило создать 2 комплексные линии обработки и сварки. Теперь передние и задние полурамы, а также крупные детали манипуляторов изготавливаются без перемещения заготовки, что позволяет добиться чрезвычайной точности при выполнении всех технологических операций и соосности установки подшипников. Кстати, во всех цехах нашего завода температура зимой и летом одинаковая, а в помещении, где собирают гидравлику, создано избыточное давление, чтобы исключить попадание в узлы пыли.

В 2011-2012 гг. мы инвестировали 3 млн. евро в участок изготовления харвестерных головок и 5 млн. – в производство машинных кабин. Еще 500 тыс. евро было потрачено для усовершенствования испытаний манипуляторов, которые тестируются на изгиб и на излом, а также другие нагрузки, которым они подвергаются при работе в лесу. Все испытания проводятся в течение нескольких месяцев…

Большой объем инвестиций (6 млн. евро из запланированных 20 млн.) мы направляем в нынешнем году на развитие системы логистики, чтобы оперативно поставлять заказчикам запасные части и расходные материалы. В городе Йисалми (Iisalmi) строится логистический центр площадью 3,9 тыс. м2 и сервисный центр на 1,3 тыс. м2. В модернизацию центра обучения и сервиса в Карелии мы вложили 1 млн. евро. Здесь уже учатся операторы и механики из России и Беларуси.

Сегодня Ponsse Oyj имеет свои дочерние фирмы в Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, США, Бразилии, Китае и других странах. В 2005 г. Ponsse открыла фирму ООО «Понссе» в Санкт-Петербурге. В регионах России у нас сейчас работают 6 дилеров, имеющих свои склады и сервисные службы. В Беларуси мы тесно сотрудничаем с ОДО «Ударник» (г. Витебск).

В общем же на территории России и Беларуси мы активно работаем с 2003 г. Количество наших машин здесь растет год от года. В нынешнем году мы надеемся продать 800-ю машину. И это без учета бывших в употреблении харвестеров и форвардеров, приобретавшихся у нас или у других компаний. Вся эта техника требует создания серьезной системы сервиса и поставки запчастей. Так что работы у всех нас будет очень много. Но больше всего нас радует, что с помощью наших машин растут объемы заготовок леса. Например, по Иркутской области – это 18 млн. м3, по Красноярскому краю – 10 млн м3, по Дальнему Востоку – 6 млн. м3, по Беларуси – 7 млн. м3. И мы с вами работаем для того, чтобы эти цифры были еще больше».

 

Константин Куряков, коммерческий директор ОДО «Ударник» (Витебск)

Константин Куряков, коммерческий директор ОДО «Ударник» (Витебск)«Наша компания была основана в 1989 г. и располагается в Витебске по адресу: ул. Фрунзе, 17А. Основное направление нашей деятельности – снабжение и обеспечение лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Беларуси. Вот уже 15 лет мы работаем с компаниями из стран СНГ, с фирмами из стран Прибалтики и Евросоюза, поставляя промышленную химическую продукцию, выступаем официальными дилерами ряда российских и европейских предприятий. Сейчас у нас работает 35 человек.

Мы постоянно расширяем сферу своей деятельности. С 2009 г. начали сотрудничать с Ponsse, для чего был создан отдел по продаже запчастей и обслуживанию лезозаготовительных машин в составе четырех человек, который возглавил Сергей Подрезов.

В конце 2011 г. стали официальным партнером финской компании в Беларуси, потому что доказали, что можем, умеем и хотим работать в данном направлении.

В настоящее время мы предлагаем запчасти Ponsse, а также гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание. Срок выполнения заказа на запасные части – от 2 до 4 дней. Мы найдем возможность поставить заказчику любую, даже самую маленькую деталь так быстро, чтобы его машины не простаивали.

Наш персонал прошел специальное обучение в сервисных центрах фирмы Ponsse, имеет соответствующие сертификаты и готов обеспечить качество, удобство и быстроту обслуживания и ремонта техники. Есть и специальный автомобиль, который может приехать на любую делянку для оперативного обслуживания машин.

Наша ближайшая задача – расширение сервисного обслуживания, наращивание складских запасов запчастей. Ведь мы рядом и всегда поможем, под флагом мирового производителя – фирмы Ponsse».

 

Сергей Свириденко, заместитель генерального директора ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

Сергей Свириденко, заместитель генерального директора ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)«Компания Ponsse в настоящее время динамично развивается в России. Здесь уже работает около 700 харвестеров и форвардеров, что стимулирует расширение сети сервисных центров. Примером может служить Финляндия, где расстояние между центрами обслуживания лесозаготовительных машин составляет всего около 50 км. У нас же на территории от Санкт-Петербурга до Хабаровска 26 точек обслуживания нашей техники на базе 6 дилеров.

Сервисный автомобиль ООО «Понссе» Система сжатия пачек порубочных остатков
Обучение операторов в Белорусском государственном технологическом университете... Новые подлокотники и джойстики машин
...и в Стародорожском лесхозе Десятиколесный харвестер для работы на слабых грунтах
Раздвижной грузовой отсек форвардера

Новые манипуляторы Ponsse

Новые манипуляторы Ponsse

Что касается техники Ponsse в Беларуси, то сейчас здесь работает уже 15 машин, поставленных через ООО «Понссе»: 4 – в «Витебскдрев», 2 – в Поставском мебельном Центре (ПМЦ) и по одной в «Витебсклес» и ICLbel, в Бегомльском, Стародорожском, Россонском, Шумилинском, Полоцком, Толочинском и Лепельском лесхозах (далее – ЛХ). Еще около 10 машин работает в республике на подрядах (как правило, это иностранные подрядчики из Польши и стран Прибалтики, оформившие временный ввоз преимущественно бывшей в использовании техники). Первый наш форвардер приобрел ОАО «Витебскдрев» в сентябре 2007 г. Чувствуя потребность рынка в обучении операторов, мы организовали центр обучения с симулятором, который безвозмездно поставили в 2008 г. в «РУЦ-лес». По непонятным причинам его затем передали в Могилевскую область, при перевозке повредили, и там он до сих пор не работает. Еще один симулятор функционирует в Белорусском государственном технологическом университете (БГТУ) в Минске.

Мы постоянно анализируем все показатели по работе харвестеров и форвардеров разных производителей в различных странах. И всегда готовы предоставить заказчикам и всем интересующимся статистику по годовой производительности – цифры наглядно покажут преимущества машин Ponsse, каждая из которых воплотила более чем 40-летний опыт постоянного совершенствования конструкции. Возьмем, к примеру, затраты на содержание харвестера в пересчете на один кубометр заготовленной древесины (по результатам работы в 2011 г.). Например, для белорусского харвестера Амкодор 2541 в Новогрудском ЛХ в 2011 г. они составляли 3,9 €, для МЛХ 414 в Узденском ЛХ – 20,3 €, для финского Sampo 1046 в Островецком ЛХ (2010) – 3,2 €, для «шведов»: Vimec 404T4 в Ганцевичском ЛХ (2012) – 4,7 €, Komatsu 901.4 в Слонимском ЛХ (2010) – 3,6 €, Rottne Р8 в Логойском ЛХ (2010) – 3,7 €, для John Deer 770 (США – Финляндия) в Гродненском ЛХ (2011) – 3,1 €. На этом фоне Ponsse Beaver с показателем 3,0 €, полученном в Россонском ЛХ, занимает лидирующее место.

Поставский мебельный центр (ПМЦ) приобрел харвестер и форвардер Ponsse в нынешнем году. С 15.01 по 27.04 они заготовили 8.000 м3 – такой производительности здесь не ожидали, поэтому в апреле харвестер пришлось просто остановить – он заготовил столько древесины, что превысил потребность предприятия.

Предлагая свою технику в Беларусь, мы постоянно учитываем различные факторы: структуру лесов, распределение насаждений по группам, несущую способность грунтов. В частности, с учетом последнего фактора мы предлагаем всем местным лесозаготовительным предприятиям применять восьмиколесные машины. Достоинство их заключается в дополнительной устойчивости машины, увеличенном тягловом усилии, а также однотипности колес и гусениц, которые, к тому же, оказывают минимальное давление на грунт.

В ближайшие годы Беларусь планирует постепенно наращивать объемы лесозаготовок как по главному, так и по промежуточному пользованию. В частности, объем р