Woodworking News - Новости деревообработки - Современные технологии лесозаготовок Ponsse

Woodworking News - Новости деревообработки

Современные технологии лесозаготовок Ponsse

Завод Ponsse OyjВ прошлом номере WN мы начали рассказ о семинаре «Современные технологии лесозаготовок», который провела известная компания Ponsse вместе со своим представителем в Республике Беларусь – ОДО «Ударник» – недалеко от г.п. Должа Витебской области. В семинаре приняли участие руководители белорусских лесхозов и ряда крупнейших деревообрабатывающих предприятий. Для всех, кто интересуется современными технологиями в области лесозаготовок, мы расскажем, о чем шла речь (WN)

 

Г-н Яакко Лаурила, генеральный директор ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

Г-н Яакко Лаурила, генеральный директор ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)«Идея создания фирмы Ponsse Oyj зародилась в лесу, где ее учредитель, г-н Эйнари Видгрен, работал лесорубом и часто думал о технике, которая смогла бы облегчить труд на делянках. В 1970 г. группой единомышленников был создан первый форвардер PAZ, ставший мощной и эффективной машиной, быстро завоевавшей популярность у местных лесозаготовителей. Новую компанию, которая занялась производством лесной техники, назвали именем любимой всеми собаки Понссе.

Харвестеры Ponsse в странах Европы...
Харвестеры Ponsse в странах Европы...
...и на делянке в Поставском районе Беларуси (машина поставлена в прошлом году)

Следующим революционным этапом в развитии нашего предприятия стало создание в 1986 г. харвестерной головки. Заготовку леса после этого стали рассматривать как комплексный процесс, в котором применение харвестера и форвардера позволило исключить ручной труд и дало предпосылки для роста лесной промышленности страны в целом.

С 2001 г. на машины Ponsse стали устанавливать дизельные двигатели Mersedes-Benz с электронным управлением. Это обеспечило значительную экономию горюче-смазочных материалов, повысило мощность и надежность. Компания Ponsse Oyj стала первопроходцем в широком применении в машинах компьютерной техники и прикладных программ, а также внедрении систем обмера и раскряжевки пиломатериала (с 1980-х годов), средств обмена информацией между машиной и офисами владельцев техники и леса, заказчика древесины, инспектирующих организаций (с 1996 г.). Создание схемы раскряжевки позволило заготавливать больше лесоматериала, чем при ручной валке.

Линии обработки и окраски в цехах завода Центр обучения и сервиса в Санкт-Петербурге
Линии обработки и окраски в цехах завода На складе запасных частей в Санкт-Петербурге
Линия изготовления машинных кабин Динамика продаж новых лесозаготовительных машин Ponsse в Россию и Беларусь

На данный момент производственная программа Ponsse насчитывает ряд харвестеров и форвардеров, с мощностью двигателя от 129 до 240 кВт. Помимо обычных машин мы выпускаем комбинированные, например, BuffaloDual, сочетающие в себе производительный харвестер и мощный форвардер и трансформирующиеся в течение нескольких минут. Такой подход позволяет купить вместо двух машин одну для работы на небольших делянках, значительно сэкономив средства. Широкий модельный ряд манипуляторов, харвестерных головок, захватов и другого оборудования позволяет укомплектовать машину согласно пожеланиям заказчика. Компания Ponsse также разработала ряд решений для работы техники по сортиментной технологии на уклонах и болотистых почвах.

В настоящее время компания Ponsse размещается на той же производственной площадке в центре Финляндии, с которой и начиналась ее история. Правда, площади предприятия значительно увеличились, а вокруг расположились поставщики компонентов для наших машин. Компания, по-прежнему, может считаться семейным предприятием (семье Видгрен принадлежит 60% акций), и хотя ее учредитель два года назад умер, его дело продолжают три сына – Ярмо, Юха и Янне. В 2011 г. оборот компании составил 328 млн. евро, что на 66 млн. больше, чем в предыдущем году. Годовая прибыль компании – 8,8% от оборота, или 28 млн. евро – это хороший результат.

Сегодня процесс сборки машины на предприятии занимает в среднем около 70 часов. За это время на раму в поточном режиме монтируется до 4.000 различных деталей и узлов и около трех километров электрических проводов. Большинство операций выполняют автоматизированные линии. На сегодняшний день мы имеем солидный «портфель заказов» объемом в 80 млн. евро, т.е. на 250-300 машин.

Крупная часть прибыли предприятия (до 80%) постоянно направляется на развитие завода, чтобы сделать продукцию еще лучше, надежней, ускорить и автоматизировать рабочие процессы на предприятии. Например, в 2009 г. только в модернизацию участков сварки, металлообработки и покраски было вложено 6 млн. евро, что позволило создать 2 комплексные линии обработки и сварки. Теперь передние и задние полурамы, а также крупные детали манипуляторов изготавливаются без перемещения заготовки, что позволяет добиться чрезвычайной точности при выполнении всех технологических операций и соосности установки подшипников. Кстати, во всех цехах нашего завода температура зимой и летом одинаковая, а в помещении, где собирают гидравлику, создано избыточное давление, чтобы исключить попадание в узлы пыли.

В 2011-2012 гг. мы инвестировали 3 млн. евро в участок изготовления харвестерных головок и 5 млн. – в производство машинных кабин. Еще 500 тыс. евро было потрачено для усовершенствования испытаний манипуляторов, которые тестируются на изгиб и на излом, а также другие нагрузки, которым они подвергаются при работе в лесу. Все испытания проводятся в течение нескольких месяцев…

Большой объем инвестиций (6 млн. евро из запланированных 20 млн.) мы направляем в нынешнем году на развитие системы логистики, чтобы оперативно поставлять заказчикам запасные части и расходные материалы. В городе Йисалми (Iisalmi) строится логистический центр площадью 3,9 тыс. м2 и сервисный центр на 1,3 тыс. м2. В модернизацию центра обучения и сервиса в Карелии мы вложили 1 млн. евро. Здесь уже учатся операторы и механики из России и Беларуси.

Сегодня Ponsse Oyj имеет свои дочерние фирмы в Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, США, Бразилии, Китае и других странах. В 2005 г. Ponsse открыла фирму ООО «Понссе» в Санкт-Петербурге. В регионах России у нас сейчас работают 6 дилеров, имеющих свои склады и сервисные службы. В Беларуси мы тесно сотрудничаем с ОДО «Ударник» (г. Витебск).

В общем же на территории России и Беларуси мы активно работаем с 2003 г. Количество наших машин здесь растет год от года. В нынешнем году мы надеемся продать 800-ю машину. И это без учета бывших в употреблении харвестеров и форвардеров, приобретавшихся у нас или у других компаний. Вся эта техника требует создания серьезной системы сервиса и поставки запчастей. Так что работы у всех нас будет очень много. Но больше всего нас радует, что с помощью наших машин растут объемы заготовок леса. Например, по Иркутской области – это 18 млн. м3, по Красноярскому краю – 10 млн м3, по Дальнему Востоку – 6 млн. м3, по Беларуси – 7 млн. м3. И мы с вами работаем для того, чтобы эти цифры были еще больше».

 

Константин Куряков, коммерческий директор ОДО «Ударник» (Витебск)

Константин Куряков, коммерческий директор ОДО «Ударник» (Витебск)«Наша компания была основана в 1989 г. и располагается в Витебске по адресу: ул. Фрунзе, 17А. Основное направление нашей деятельности – снабжение и обеспечение лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Беларуси. Вот уже 15 лет мы работаем с компаниями из стран СНГ, с фирмами из стран Прибалтики и Евросоюза, поставляя промышленную химическую продукцию, выступаем официальными дилерами ряда российских и европейских предприятий. Сейчас у нас работает 35 человек.

Мы постоянно расширяем сферу своей деятельности. С 2009 г. начали сотрудничать с Ponsse, для чего был создан отдел по продаже запчастей и обслуживанию лезозаготовительных машин в составе четырех человек, который возглавил Сергей Подрезов.

В конце 2011 г. стали официальным партнером финской компании в Беларуси, потому что доказали, что можем, умеем и хотим работать в данном направлении.

В настоящее время мы предлагаем запчасти Ponsse, а также гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание. Срок выполнения заказа на запасные части – от 2 до 4 дней. Мы найдем возможность поставить заказчику любую, даже самую маленькую деталь так быстро, чтобы его машины не простаивали.

Наш персонал прошел специальное обучение в сервисных центрах фирмы Ponsse, имеет соответствующие сертификаты и готов обеспечить качество, удобство и быстроту обслуживания и ремонта техники. Есть и специальный автомобиль, который может приехать на любую делянку для оперативного обслуживания машин.

Наша ближайшая задача – расширение сервисного обслуживания, наращивание складских запасов запчастей. Ведь мы рядом и всегда поможем, под флагом мирового производителя – фирмы Ponsse».

 

Сергей Свириденко, заместитель генерального директора ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

Сергей Свириденко, заместитель генерального директора ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)«Компания Ponsse в настоящее время динамично развивается в России. Здесь уже работает около 700 харвестеров и форвардеров, что стимулирует расширение сети сервисных центров. Примером может служить Финляндия, где расстояние между центрами обслуживания лесозаготовительных машин составляет всего около 50 км. У нас же на территории от Санкт-Петербурга до Хабаровска 26 точек обслуживания нашей техники на базе 6 дилеров.

Сервисный автомобиль ООО «Понссе» Система сжатия пачек порубочных остатков
Обучение операторов в Белорусском государственном технологическом университете... Новые подлокотники и джойстики машин
...и в Стародорожском лесхозе Десятиколесный харвестер для работы на слабых грунтах
Раздвижной грузовой отсек форвардера

Новые манипуляторы Ponsse

Новые манипуляторы Ponsse

Что касается техники Ponsse в Беларуси, то сейчас здесь работает уже 15 машин, поставленных через ООО «Понссе»: 4 – в «Витебскдрев», 2 – в Поставском мебельном Центре (ПМЦ) и по одной в «Витебсклес» и ICLbel, в Бегомльском, Стародорожском, Россонском, Шумилинском, Полоцком, Толочинском и Лепельском лесхозах (далее – ЛХ). Еще около 10 машин работает в республике на подрядах (как правило, это иностранные подрядчики из Польши и стран Прибалтики, оформившие временный ввоз преимущественно бывшей в использовании техники). Первый наш форвардер приобрел ОАО «Витебскдрев» в сентябре 2007 г. Чувствуя потребность рынка в обучении операторов, мы организовали центр обучения с симулятором, который безвозмездно поставили в 2008 г. в «РУЦ-лес». По непонятным причинам его затем передали в Могилевскую область, при перевозке повредили, и там он до сих пор не работает. Еще один симулятор функционирует в Белорусском государственном технологическом университете (БГТУ) в Минске.

Мы постоянно анализируем все показатели по работе харвестеров и форвардеров разных производителей в различных странах. И всегда готовы предоставить заказчикам и всем интересующимся статистику по годовой производительности – цифры наглядно покажут преимущества машин Ponsse, каждая из которых воплотила более чем 40-летний опыт постоянного совершенствования конструкции. Возьмем, к примеру, затраты на содержание харвестера в пересчете на один кубометр заготовленной древесины (по результатам работы в 2011 г.). Например, для белорусского харвестера Амкодор 2541 в Новогрудском ЛХ в 2011 г. они составляли 3,9 €, для МЛХ 414 в Узденском ЛХ – 20,3 €, для финского Sampo 1046 в Островецком ЛХ (2010) – 3,2 €, для «шведов»: Vimec 404T4 в Ганцевичском ЛХ (2012) – 4,7 €, Komatsu 901.4 в Слонимском ЛХ (2010) – 3,6 €, Rottne Р8 в Логойском ЛХ (2010) – 3,7 €, для John Deer 770 (США – Финляндия) в Гродненском ЛХ (2011) – 3,1 €. На этом фоне Ponsse Beaver с показателем 3,0 €, полученном в Россонском ЛХ, занимает лидирующее место.

Поставский мебельный центр (ПМЦ) приобрел харвестер и форвардер Ponsse в нынешнем году. С 15.01 по 27.04 они заготовили 8.000 м3 – такой производительности здесь не ожидали, поэтому в апреле харвестер пришлось просто остановить – он заготовил столько древесины, что превысил потребность предприятия.

Предлагая свою технику в Беларусь, мы постоянно учитываем различные факторы: структуру лесов, распределение насаждений по группам, несущую способность грунтов. В частности, с учетом последнего фактора мы предлагаем всем местным лесозаготовительным предприятиям применять восьмиколесные машины. Достоинство их заключается в дополнительной устойчивости машины, увеличенном тягловом усилии, а также однотипности колес и гусениц, которые, к тому же, оказывают минимальное давление на грунт.

В ближайшие годы Беларусь планирует постепенно наращивать объемы лесозаготовок как по главному, так и по промежуточному пользованию. В частности, объем рубок главного пользования к 2015 г. планируется повысить до 10 млн. м3, а ухода за лесом и санитарных рубок – до 5 млн. м3, т.е. достичь 16,3 млн. м3. Из этого объема с использованием многооперационной лесозаготовительной техники требуется заготавливать до 70%. Для этого в 2011 – 2015 гг. необходимо закупить 84 харвестера для проведения рубок главного пользования, 121 харвестер для рубок ухода, 410 форвардеров и 180 сортиментовозов для трелевки и вывозки древесины. Это должно существенно изменить техническое вооружение лесозаготовительных предприятий республики, где на 01.01.2012 эксплуатировалось, например, только 69 харвестеров (из них 40 местного производства Амкодор и 29 импортных машин), 130 форвардеров, 405 сортиментовозов, 929 погрузочно-транспортных машин и другая техника.

В данных условиях наша компания ставит перед собой в России и Беларуси две основные задачи: развитие систем сервиса и обучение специалистов. Для повышения качества обслуживания техники мы оснастили все наши сервисные машины необходимым для ремонта в полевых условиях оборудованием: начиная от дизельного или бензинового генератора и заканчивая электросварочной установкой и любым необходимым инструментом, т.е. все для ремонта двигателя внутреннего сгорания, манипулятора, мостов и т.д.. Это позволяет значительно экономить средства наших клиентов, избавляя их от необходимости вывозить машину из леса на территорию ремонтной базы.

В дополнение к учебному центру в Минске, как я надеюсь, скоро все-таки начнет работу и центр в Могилеве: ведь когда-то должно же лопнуть терпение местного руководства и проснуться ответственность за простой дорогой техники, которую мы им подарили. А пока большая часть операторов обучается нашими специалистами непосредственно у заказчиков. Считается, что 95% работы машины зависит от оператора. Ведь неопытный работник будет работать с низкой производительностью или вообще может сломать машину. Неумелые действия влекут потерю времени, денег, а на лесоповале в сложных условиях способны привести к травматизму, переворачиванию машин на косогоре или удару бревном по кабине.

Хочу обратить внимание участников семинара и на необходимость калибровки измерительной системы. Этот процесс влияет на правильность определения производительности машины и зарплату ее оператора. В России были случаи, когда очень «умный» работник смог «накрутить» себе до 15% объема лесозаготовки. Калибровка позволяет исключить такое нарушение.

В процессе обучения мы также стараемся обратить внимание операторов на недопустимость перегрузки форвардера. По площади сечения укладки и по длине сортимента можно определить, сколько тонн везет машина. Мы не рекомендуем перегружать форвардеры, т.к. ударная динамическая нагрузка при соскакивании колеса с пенька или камня может привести к серьезным последствиям – вплоть до поломки мостов. К тому же давление на грунт перегруженной машины будет больше, что неизбежно ведет к повреждению почвы. Следует знать меру при форсировании речушек и болот.

Мы рекомендуем все машины оснащать системами пожаротушения. Это обойдется дешевле тушения горючей смеси из масла и опилок, которая может воспламениться от случайного окурка. И, конечно же, надо понимать, что операторы харвестера и форвардера должны работать совместно, в команде, а не как случайные люди: один накидал, а другому приходится разгребать завалы бревен…

Поэтому я еще раз подчеркну: обучение является главнейшей задачей нашей компании. В Финляндии уже насчитывается 8 учебных центров. В России сегодня их 14, но уровень операторов и приобретаемых знаний там и тут пока трудно сравнивать.

В своем выступлении я хочу остановиться и еще на одном направлении – познакомить вас с новинками Ponsse. Сейчас все харвестерные головки в наших машинах способны производить пакетирование и групповую обработку деревьев при заготовке биотоплива. В последнем случае площадь грузового отсека форвардера может значительно увеличиваться с помощью раздвигаемых коников, и машина вывозит большой объем топливной древесины. Появилась и система сжатия пачек порубочных остатков – специальные коники, которые дополнительно загибаются. Для биотоплива также были созданы весы, которые устанавливаются на форвардеры и контролируют количество заготавливаемого материала.

Джойстики Ponsse также стали намного удобнее и приобрели новый дизайн. И рука оператора не устает оперировать ими даже после 12 часов напряженной работы. Кресло в кабине имеет функции охлаждения и подогрева спинки и сидения, чтобы в жаркое и холодное время оператор чувствовал себя одинаково комфортно.

Для контроля за работой харвестеров Ponsse на всех предприятиях Финляндии сейчас применяется программа «Пересылка данных», работающая в режиме онлайн. Существующие функции информационной системы харвестера позволяют контролировать, в каком месте заготавливает древесину харвестер, не залез ли он на чужую делянку, какой сортимент и сколько заготовил и т.д. Передовое предприятие ОАО «Ландэнсо» из г. Питкяранта (Республика Карелия) уже применяет такую систему пересылки данных.

Для работы на слабонесущих грунтах наши конструкторы создали 10-колесные машины, которые оказывают пониженное давление на почву. В спектре выпускаемой техники также появилось оборудование для разбрасывания удобрений и культивации почвы, были созданы различные системы кузовов, в т.ч. с пластинами – для вывоза пней. Были разработаны и новые модели манипуляторов как телескопических, так и параллельных. В новом параллельном манипуляторе применяется технология, при которой 2 гидроцилиндра в одной системе обеспечивают параллельность движения стрелы по отношению к грунту во время перемещения «вперед-назад». Внесены изменения и в харвестерные головки, которые сейчас называются H5, H6, H7,H8, H10. В этом списке H10 – главная новинка, весом в 2,5 т, предназначенная для работы с лесом диаметром до 840 мм в Сибири и на Дальнем Востоке. Возможность регулировки ускорения и замедления протяжки ствола, а также давлений сжатия ножей и роликов позволяют успешно обрабатывать самые сложные, в т.ч. лиственные деревья.

Недавно был создан новый симулятор для операторов харвестера и форвардера с большим экраном и доработанной системой программного обеспечения со множеством опций. Он позволяет инструктору сразу определить с вероятностью 90%: сможет ли конкретный человек в дальнейшем работать на машине или нет».

 

Александр Хотянович, ассистент кафедры лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ (Минск)

Александр Хотянович, ассистент кафедры лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ (Минск)«Леса Беларуси являются одним из главных природных возобновляемых сырьевых ресурсов страны, а лесной комплекс в целом – динамично развивающаяся отрасль с большим инновационным потенциалом. Возрастающие потребности народного хозяйства республики в древесине, выгодные условия экспорта лесоматериалов и продукции деревообработки, развитие национальной системы лесной сертификации, усиление экологической роли лесов, укрепление экономической составляющей путем развития глубокой переработки древесины и использования вторичных древесных ресурсов в энергетических целях создают привлекательные условия для инвестирования в производственные и образовательные процессы. Цель таких инвестиций, источником которых, главным образом, является республиканский бюджет, заключается не только в единовременном вложении средств на обновление и расширение парка лесозаготовительных машин, лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, но и в создании на этой основе высокоэффективных производств с реальными сроками окупаемости, что требует наличия на предприятиях отрасли прогрессивного менеджмента. Приоритетным же во всем названном было и остается образование. За почти вековую историю в Белорусском государственном технологическом университете накоплен значительный опыт по разработке, обоснованию и внедрению прогрессивных технологий и оборудования в области лесного хозяйства, лесозаготовительного производства, экологии и экономики природопользования. Свидетельством этого является удерживаемый с 2007 г. статус базовой организации государств-участников СНГ по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности. В свою очередь с целью изучения передового зарубежного опыта эксплуатации многооперационных лесозаготовительных машин кафедра лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ с 2009 г. начала сотрудничество с финской компанией Ponsse, имеющей полувековой опыт проектирования, изготовления, обслуживания машин, работающих по сортиментной технологии. Представленная в Беларуси двумя десятками машин и профессиональным сервисом, Ponsse активно передает свои знания нашим лесозаготовителям во время участия в отраслевых выставках, проведения семинаров с демонстрацией технических и технологических возможностей своих машин на делянках, в сотрудничестве с учреждениями образования лесного профиля. Первым шагом нашего взаимодействия явилось приобретение тренажера лесозаготовительной машины, что позволяет обучать на нем ежегодно около 300 студентов лесного профиля. Уже через год после этого, вместе с проректором по учебной работе Федоренчиком А.С. (в настоящее время профессором кафедры) мы разработали авторский курс «Информационные технологии в отрасли» и включили в него раздел «Информационные системы управления современными многооперационными лесозаготовительными машинами». Параллельно, мы оказываем консультации предприятиям, которые эксплуатируют такую сложную технику, и примечательно то, что заинтересованность в повышении эффективности заготовки лесоматериалов выражают, преимущественно, частные компании, среди которых ЧПУП «Поставский мебельный центр», ИООО «Лесной союз-Бел» и др.

В то же время лесозаготовительные бригады лесхозов страны сегодня достигают показателей, которые, как минимум, в 2 раза ниже потенциала используемых машин. За 2011 г. на предприятиях Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь сменная выработка одного харвестра составила, в среднем, всего 49 м3, форвардера – 45 м3. При этом 59% харвестеров и 88% форвардеров – это машины отечественного производства (приведенные цифры взяты из материалов отраслевых печатных изданий республики). Одной из главных задач Министерства лесного хозяйства является создание условий, которые позволили бы к 2015 г. не менее 70% объема заготавливаемой древесины выполнять многооперационными машинами. Если руководство отрасли считает, что достигнутые удельные показатели использования машин в лесхозах являются нормой, тогда им действительно необходимо поторопиться и отыскать в бюджете страны огромные средства на то, чтобы к концу 2015 г. успеть закупить почти две сотни харвестеров и четыре сотни форвардеров.

Машинизация лесозаготовительных работ необходима, а эффективность использования машин связана, главным образом, с такими вопросами как соответствие характеристик машин условиям эксплуатации, подготовка высококвалифицированных операторов, своевременность сервисного обслуживания, компетентность руководства предприятий, наличие делянок, сменность работы. Многолетний опыт использования лесозаготовительных машин в скандинавских странах, а в поиске оптимальных сочетаний техники, технологии, экономики и экологии за последние 20 лет в этом регионе создавались и эксплуатировались самые разнообразные варианты технических средств, свидетельствует о предпочтении универсальных (базовых) машин, которые эффективно могут работать как на рубках ухода, так и на рубках главного пользования. Результат работы такого оборудования напрямую зависит от уровня квалификации оператора.

В настоящее время Министерство лесного хозяйства осуществляет обучение кадров для работы на лесозаготовительных машинах, однако совершенствование этого процесса требует решения таких вопросов как раздельная подготовка операторов харвестера, форвардера, механиков; переаттестация рабочих, которые проходили обучение в учебных центрах компаний-производителей машин; легализация деятельности зарубежных операторов.

Количество харвестеров в Беларуси в 2011г.  в учреждениях Минлесхоза РБ, единиц
 Объем заготовки на один харвестер  в среднем за месяц по итогам 2011 г.  в учреждениях Минлесхоза РБ, куб.м.
 А   J Количество форвардеров в Беларуси в 2011г.  в учрежденияхМинлесхоза РБ, единиц
Объем вывезенной древесины на один форвардер в среднем за месяц по итогам 2011 г.  в учреждениях Минлесхоза РБ, куб.м.

С середины 2011 года этими проблемами заинтересовалась Республиканская Лесопромышленная Ассоциация (РЛПА). Преимуществами РЛПА в решении названных вопросов являются: общественный характер деятельности; авторитет ее членов (успешных частных и государственных компаний); осознание руководством страны необходимости диалога с бизнесом и связанные с этим позитивные настроения зарубежных общественных и финансовых институтов; возможность изучения опыта зарубежных компаний, что и предопределяет инновационный путь развития отрасли. Уже сегодня в этом направлении с Ассоциацией работают Министерство лесного хозяйства, концерн «Беллесбумпром», Министерство труда и социальной защиты, БГТУ, Республиканский институт профессионального образования, ООО «Понссе». С апреля 2012 г. БГТУ начал сотрудничать с Республиканской Лесопромышленной Ассоциацией и вошел в ее состав. Эта общественная организация помогает своим членам решать вопросы бизнеса, и мы надеемся, что наше сотрудничество позволит создать современную систему обучения операторов лесозаготовительных машин. Ведь главное – не наличие у оператора тех или иных «корочек», а привитые ему знания, умения, навыки, позволяющие достигать высоких результатов. Справедливости ради следует отметить, что Министерство лесного хозяйства уделяет много внимания вопросам лесопользования, способствует расширению сети учебных заведений, обеспечивающих отрасль кадрами, является заказчиком научных исследований, выполняемых в рамках уже третьей Государственной научно-технической программы и ориентированных на разработку отечественных лесозаготовительных машин и внедрения новых технологий. Однако прилагаемых усилий явно недостаточно. Необходимо более тесное и постоянное сотрудничество науки и лесной отрасли. Сейчас, к сожалению, руководству страны и отрасли предлагается много различных прожектерских проектов по получению сиюминутного экономического эффекта. Не изучив накопленный опыт других стран, не обратившись к науке с вопросами о последствиях можно в лесу наломать дров.

 

Владимир Бойков, менеджер по продажам и маркетингу сервисных частей ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

Владимир Бойков,менеджерпопродажамимаркетин- гу сервисных частей ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)«Когда в 2005 г. Ponsse открыла фирму ООО «Понссе» в Санкт-Петербурге, первым нашим складом запасных частей был гараж одного из первых ее сотрудников. Но очень скоро нам пришлось срочно расширяться. В 2006 г. мы открыли огромный склад, как тогда казалось, но с каждым кварталом машин Ponsse продавалось все больше, и запросы на запчасти росли. Уже в 2011 г. мы переехали в отдельное здание со складом площадью 500 м2.

Как работает наша сервисная служба? В случае отсутствия детали на складе в Санкт-Петербурге в течение суток мы отправляем заказ в Финляндию. И если еще год-два назад нам удавалось сразу обеспечить поставку с нашего склада до 80% заказываемых запчастей, то сегодня уже до 93-95%. Иногда мы достигаем пика в 97%, но удержаться на нем сложно – т.к. постоянный рост складов запчастей Ponsse на территории России сопровождается очень большими единовременными заказами от дилеров.

На территории склада мы открыли помещение, где ремонтируются компьютеры Opti, которые мы раньше возили в сервисный центр в г. Питкяранта – за 450 км.

Сегодня, когда ежегодный общий спрос на российском рынке на сортиментную лесную технику составляет 400-450 единиц, компания Ponsse продает 100-120 машин. Конечно, это меньше, чем в Финляндии и Швеции, но есть еще и поставки подержанной техники. Так что работы по запасным частям нам всем в России и Беларуси предстоит много. И это не потому, что машины Ponsse часто выходят из строя. Наоборот, на заводе в Финляндии проводится обязательный 10-часовой тест-драйв каждого харвестера и форвардера в лесу или на специальной испытательной площадке, после чего машина осматривается, проверяется, моется и поставляется заказчику. Именно такая техника способна работать многие десятилетия.

Один из принципов Ponsse – быть ближе к клиенту. И даже главного конструктора на заводе в Финляндии я зачастую вижу работающим вместе с оператором новой машины, ведь нужно понять: как улучшить производительность, качество и минимизировать издержки. При хорошем обслуживании и своевременной замене запчастей и модулей, которые всегда есть на нашем складе, наши харвестеры и форвардеры практически вечные».

Затем участники семинара получили ответы на вопросы по эксплуатации оборудования и организации лесозаготовок, а также познакомились с тремя лесозаготовительными машинами Ponsse, поставленными в ОАО «Витебскдрев» – харвестером Ergo и форвардерами Buffalo и Buffalo Skidder. Со многими из них мы через неделю встретились в Минске на выставке Лесдревтех. Здесь, на международной конференции «Инвестиции и инновации в лесную отрасль Беларуси», менеджер ООО «Понссе» Юрий Галкин представил четыре графика по работе харвестеров и форвардеров в учреждениях Министерства лесного хозяйства Беларуси. Цифры заставили присутствующих серьезно задуматься.

 

И небольшое дополнение

Когда статья о семинаре Ponsse уже готовилась к печати, мы получили информацию о еще одном успехе этой компании, на этот раз, на конкурсе Fennia Prize - Good Design Grows Global (WN)

Новый интерфейс лесозаготовительных машин PONSSE Comfort (фотографии его размещены в рекламном модуле Ponsse) получил на конкурсе высочайшую оценку специалистов. Эта инновационная разработка была создана с учетом многочисленных пожеланий пользователей. Самое важное в ней – эргономические аспекты управления: продуманная форма джойстиков и подлокотников обеспечивает удобство оператора, а тщательно продуманная панель управления с возможностью индивидуальных регулировок и настроек помогает пользователю справиться со своей работой еще эффективнее. Интуитивное расположение кнопок обеспечивает быстроту и точность реакции. Простота и широкий диапазон настроек гарантируют, что рабочее место оператора будет удобно для каждого.

 

 

 

Современные технологии лесозаготовок Ponsse

В прошлом номере WN мы начали рассказ о семинаре «Современные технологии лесозаготовок», который провела известная компания Ponsse вместе со своим представителем в Республике Беларусь – ОДО «Ударник» – недалеко от г.п. Должа Витебской области. В семинаре приняли участие руководители белорусских лесхозов и ряда крупнейших деревообрабатывающих предприятий. Для всех, кто интересуется современными технологиями в области лесозаготовок, мы расскажем, о чем шла речь (WN)

 

Г-н Яакко Лаурила, генеральный директор ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

«Идея создания фирмы Ponsse Oyj зародилась в лесу, где ее учредитель, г-н Эйнари Видгрен, работал лесорубом и часто думал о технике, которая смогла бы облегчить труд на делянках. В 1970 г. группой единомышленников был создан первый форвардер PAZ, ставший мощной и эффективной машиной, быстро завоевавшей популярность у местных лесозаготовителей. Новую компанию, которая занялась производством лесной техники, назвали именем любимой всеми собаки Понссе.

Следующим революционным этапом в развитии нашего предприятия стало создание в 1986 г. харвестерной головки. Заготовку леса после этого стали рассматривать как комплексный процесс, в котором применение харвестера и форвардера позволило исключить ручной труд и дало предпосылки для роста лесной промышленности страны в целом.

С 2001 г. на машины Ponsse стали устанавливать дизельные двигатели Mersedes-Benz с электронным управлением. Это обеспечило значительную экономию горюче-смазочных материалов, повысило мощность и надежность. Компания Ponsse Oyj стала первопроходцем в широком применении в машинах компьютерной техники и прикладных программ, а также внедрении систем обмера и раскряжевки пиломатериала (с 1980-х годов), средств обмена информацией между машиной и офисами владельцев техники и леса, заказчика древесины, инспектирующих организаций (с 1996 г.). Создание схемы раскряжевки позволило заготавливать больше лесоматериала, чем при ручной валке.

На данный момент производственная программа Ponsse насчитывает ряд харвестеров и форвардеров, с мощностью двигателя от 129 до 240 кВт. Помимо обычных машин мы выпускаем комбинированные, например, BuffaloDual, сочетающие в себе производительный харвестер и мощный форвардер и трансформирующиеся в течение нескольких минут. Такой подход позволяет купить вместо двух машин одну для работы на небольших делянках, значительно сэкономив средства. Широкий модельный ряд манипуляторов, харвестерных головок, захватов и другого оборудования позволяет укомплектовать машину согласно пожеланиям заказчика. Компания Ponsse также разработала ряд решений для работы техники по сортиментной технологии на уклонах и болотистых почвах.

В настоящее время компания Ponsse размещается на той же производственной площадке в центре Финляндии, с которой и начиналась ее история. Правда, площади предприятия значительно увеличились, а вокруг расположились поставщики компонентов для наших машин. Компания, по-прежнему, может считаться семейным предприятием (семье Видгрен принадлежит 60% акций), и хотя ее учредитель два года назад умер, его дело продолжают три сына – Ярмо, Юха и Янне. В 2011 г. оборот компании составил 328 млн. евро, что на 66 млн. больше, чем в предыдущем году. Годовая прибыль компании – 8,8% от оборота, или 28 млн. евро – это хороший результат.

Сегодня процесс сборки машины на предприятии занимает в среднем около 70 часов. За это время на раму в поточном режиме монтируется до 4.000 различных деталей и узлов и около трех километров электрических проводов. Большинство операций выполняют автоматизированные линии. На сегодняшний день мы имеем солидный «портфель заказов» объемом в 80 млн. евро, т.е. на 250-300 машин.

Крупная часть прибыли предприятия (до 80%) постоянно направляется на развитие завода, чтобы сделать продукцию еще лучше, надежней, ускорить и автоматизировать рабочие процессы на предприятии. Например, в 2009 г. только в модернизацию участков сварки, металлообработки и покраски было вложено 6 млн. евро, что позволило создать 2 комплексные линии обработки и сварки. Теперь передние и задние полурамы, а также крупные детали манипуляторов изготавливаются без перемещения заготовки, что позволяет добиться чрезвычайной точности при выполнении всех технологических операций и соосности установки подшипников. Кстати, во всех цехах нашего завода температура зимой и летом одинаковая, а в помещении, где собирают гидравлику, создано избыточное давление, чтобы исключить попадание в узлы пыли.

В 2011-2012 гг. мы инвестировали 3 млн. евро в участок изготовления харвестерных головок и 5 млн. – в производство машинных кабин. Еще 500 тыс. евро было потрачено для усовершенствования испытаний манипуляторов, которые тестируются на изгиб и на излом, а также другие нагрузки, которым они подвергаются при работе в лесу. Все испытания проводятся в течение нескольких месяцев…

Большой объем инвестиций (6 млн. евро из запланированных 20 млн.) мы направляем в нынешнем году на развитие системы логистики, чтобы оперативно поставлять заказчикам запасные части и расходные материалы. В городе Йисалми (Iisalmi) строится логистический центр площадью 3,9 тыс. м2 и сервисный центр на 1,3 тыс. м2. В модернизацию центра обучения и сервиса в Карелии мы вложили 1 млн. евро. Здесь уже учатся операторы и механики из России и Беларуси.

Сегодня Ponsse Oyj имеет свои дочерние фирмы в Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании, США, Бразилии, Китае и других странах. В 2005 г. Ponsse открыла фирму ООО «Понссе» в Санкт-Петербурге. В регионах России у нас сейчас работают 6 дилеров, имеющих свои склады и сервисные службы. В Беларуси мы тесно сотрудничаем с ОДО «Ударник» (г. Витебск).

В общем же на территории России и Беларуси мы активно работаем с 2003 г. Количество наших машин здесь растет год от года. В нынешнем году мы надеемся продать 800-ю машину. И это без учета бывших в употреблении харвестеров и форвардеров, приобретавшихся у нас или у других компаний. Вся эта техника требует создания серьезной системы сервиса и поставки запчастей. Так что работы у всех нас будет очень много. Но больше всего нас радует, что с помощью наших машин растут объемы заготовок леса. Например, по Иркутской области – это 18 млн. м3, по Красноярскому краю – 10 млн м3, по Дальнему Востоку – 6 млн. м3, по Беларуси – 7 млн. м3. И мы с вами работаем для того, чтобы эти цифры были еще больше».

 

Константин Куряков, коммерческий директор ОДО «Ударник» (Витебск)

«Наша компания была основана в 1989 г. и располагается в Витебске по адресу: ул. Фрунзе, 17А. Основное направление нашей деятельности – снабжение и обеспечение лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий Беларуси. Вот уже 15 лет мы работаем с компаниями из стран СНГ, с фирмами из стран Прибалтики и Евросоюза, поставляя промышленную химическую продукцию, выступаем официальными дилерами ряда российских и европейских предприятий. Сейчас у нас работает 35 человек.

Мы постоянно расширяем сферу своей деятельности. С 2009 г. начали сотрудничать с Ponsse, для чего был создан отдел по продаже запчастей и обслуживанию лезозаготовительных машин в составе четырех человек, который возглавил Сергей Подрезов.

В конце 2011 г. стали официальным партнером финской компании в Беларуси, потому что доказали, что можем, умеем и хотим работать в данном направлении.

В настоящее время мы предлагаем запчасти Ponsse, а также гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание. Срок выполнения заказа на запасные части – от 2 до 4 дней. Мы найдем возможность поставить заказчику любую, даже самую маленькую деталь так быстро, чтобы его машины не простаивали.

Наш персонал прошел специальное обучение в сервисных центрах фирмы Ponsse, имеет соответствующие сертификаты и готов обеспечить качество, удобство и быстроту обслуживания и ремонта техники. Есть и специальный автомобиль, который может приехать на любую делянку для оперативного обслуживания машин.

Наша ближайшая задача – расширение сервисного обслуживания, наращивание складских запасов запчастей. Ведь мы рядом и всегда поможем, под флагом мирового производителя – фирмы Ponsse».

 

Сергей Свириденко, заместитель генерального директора ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

«Компания Ponsse в настоящее время динамично развивается в России. Здесь уже работает около 700 харвестеров и форвардеров, что стимулирует расширение сети сервисных центров. Примером может служить Финляндия, где расстояние между центрами обслуживания лесозаготовительных машин составляет всего около 50 км. У нас же на территории от Санкт-Петербурга до Хабаровска 26 точек обслуживания нашей техники на базе 6 дилеров.

Что касается техники Ponsse в Беларуси, то сейчас здесь работает уже 15 машин, поставленных через ООО «Понссе»: 4 – в «Витебскдрев», 2 – в Поставском мебельном Центре (ПМЦ) и по одной в «Витебсклес» и ICLbel, в Бегомльском, Стародорожском, Россонском, Шумилинском, Полоцком, Толочинском и Лепельском лесхозах (далее – ЛХ). Еще около 10 машин работает в республике на подрядах (как правило, это иностранные подрядчики из Польши и стран Прибалтики, оформившие временный ввоз преимущественно бывшей в использовании техники). Первый наш форвардер приобрел ОАО «Витебскдрев» в сентябре 2007 г. Чувствуя потребность рынка в обучении операторов, мы организовали центр обучения с симулятором, который безвозмездно поставили в 2008 г. в «РУЦ-лес». По непонятным причинам его затем передали в Могилевскую область, при перевозке повредили, и там он до сих пор не работает. Еще один симулятор функционирует в Белорусском государственном технологическом университете (БГТУ) в Минске.

Мы постоянно анализируем все показатели по работе харвестеров и форвардеров разных производителей в различных странах. И всегда готовы предоставить заказчикам и всем интересующимся статистику по годовой производительности – цифры наглядно покажут преимущества машин Ponsse, каждая из которых воплотила более чем 40-летний опыт постоянного совершенствования конструкции. Возьмем, к примеру, затраты на содержание харвестера в пересчете на один кубометр заготовленной древесины (по результатам работы в 2011 г.). Например, для белорусского харвестера Амкодор 2541 в Новогрудском ЛХ в 2011 г. они составляли 3,9 €, для МЛХ 414 в Узденском ЛХ – 20,3 €, для финского Sampo 1046 в Островецком ЛХ (2010) – 3,2 €, для «шведов»: Vimec 404T4 в Ганцевичском ЛХ (2012) – 4,7 €, Komatsu 901.4 в Слонимском ЛХ (2010) – 3,6 €, Rottne Р8 в Логойском ЛХ (2010) – 3,7 €, для John Deer 770 (США – Финляндия) в Гродненском ЛХ (2011) – 3,1 €. На этом фоне Ponsse Beaver с показателем 3,0 €, полученном в Россонском ЛХ, занимает лидирующее место.

Поставский мебельный центр (ПМЦ) приобрел харвестер и форвардер Ponsse в нынешнем году. С 15.01 по 27.04 они заготовили 8.000 м3 – такой производительности здесь не ожидали, поэтому в апреле харвестер пришлось просто остановить – он заготовил столько древесины, что превысил потребность предприятия.

Предлагая свою технику в Беларусь, мы постоянно учитываем различные факторы: структуру лесов, распределение насаждений по группам, несущую способность грунтов. В частности, с учетом последнего фактора мы предлагаем всем местным лесозаготовительным предприятиям применять восьмиколесные машины. Достоинство их заключается в дополнительной устойчивости машины, увеличенном тягловом усилии, а также однотипности колес и гусениц, которые, к тому же, оказывают минимальное давление на грунт.

В ближайшие годы Беларусь планирует постепенно наращивать объемы лесозаготовок как по главному, так и по промежуточному пользованию. В частности, объем рубок главного пользования к 2015 г. планируется повысить до 10 млн. м3, а ухода за лесом и санитарных рубок – до 5 млн. м3, т.е. достичь 16,3 млн. м3. Из этого объема с использованием многооперационной лесозаготовительной техники требуется заготавливать до 70%. Для этого в 2011 – 2015 гг. необходимо закупить 84 харвестера для проведения рубок главного пользования, 121 харвестер для рубок ухода, 410 форвардеров и 180 сортиментовозов для трелевки и вывозки древесины. Это должно существенно изменить техническое вооружение лесозаготовительных предприятий республики, где на 01.01.2012 эксплуатировалось, например, только 69 харвестеров (из них 40 местного производства Амкодор и 29 импортных машин), 130 форвардеров, 405 сортиментовозов, 929 погрузочно-транспортных машин и другая техника.

В данных условиях наша компания ставит перед собой в России и Беларуси две основные задачи: развитие систем сервиса и обучение специалистов. Для повышения качества обслуживания техники мы оснастили все наши сервисные машины необходимым для ремонта в полевых условиях оборудованием: начиная от дизельного или бензинового генератора и заканчивая электросварочной установкой и любым необходимым инструментом, т.е. все для ремонта двигателя внутреннего сгорания, манипулятора, мостов и т.д.. Это позволяет значительно экономить средства наших клиентов, избавляя их от необходимости вывозить машину из леса на территорию ремонтной базы.

В дополнение к учебному центру в Минске, как я надеюсь, скоро все-таки начнет работу и центр в Могилеве: ведь когда-то должно же лопнуть терпение местного руководства и проснуться ответственность за простой дорогой техники, которую мы им подарили. А пока большая часть операторов обучается нашими специалистами непосредственно у заказчиков. Считается, что 95% работы машины зависит от оператора. Ведь неопытный работник будет работать с низкой производительностью или вообще может сломать машину. Неумелые действия влекут потерю времени, денег, а на лесоповале в сложных условиях способны привести к травматизму, переворачиванию машин на косогоре или удару бревном по кабине.

Хочу обратить внимание участников семинара и на необходимость калибровки измерительной системы. Этот процесс влияет на правильность определения производительности машины и зарплату ее оператора. В России были случаи, когда очень «умный» работник смог «накрутить» себе до 15% объема лесозаготовки. Калибровка позволяет исключить такое нарушение.

В процессе обучения мы также стараемся обратить внимание операторов на недопустимость перегрузки форвардера. По площади сечения укладки и по длине сортимента можно определить, сколько тонн везет машина. Мы не рекомендуем перегружать форвардеры, т.к. ударная динамическая нагрузка при соскакивании колеса с пенька или камня может привести к серьезным последствиям – вплоть до поломки мостов. К тому же давление на грунт перегруженной машины будет больше, что неизбежно ведет к повреждению почвы. Следует знать меру при форсировании речушек и болот.

Мы рекомендуем все машины оснащать системами пожаротушения. Это обойдется дешевле тушения горючей смеси из масла и опилок, которая может воспламениться от случайного окурка. И, конечно же, надо понимать, что операторы харвестера и форвардера должны работать совместно, в команде, а не как случайные люди: один накидал, а другому приходится разгребать завалы бревен…

Поэтому я еще раз подчеркну: обучение является главнейшей задачей нашей компании. В Финляндии уже насчитывается 8 учебных центров. В России сегодня их 14, но уровень операторов и приобретаемых знаний там и тут пока трудно сравнивать.

В своем выступлении я хочу остановиться и еще на одном направлении – познакомить вас с новинками Ponsse. Сейчас все харвестерные головки в наших машинах способны производить пакетирование и групповую обработку деревьев при заготовке биотоплива. В последнем случае площадь грузового отсека форвардера может значительно увеличиваться с помощью раздвигаемых коников, и машина вывозит большой объем топливной древесины. Появилась и система сжатия пачек порубочных остатков – специальные коники, которые дополнительно загибаются. Для биотоплива также были созданы весы, которые устанавливаются на форвардеры и контролируют количество заготавливаемого материала.

Джойстики Ponsse также стали намного удобнее и приобрели новый дизайн. И рука оператора не устает оперировать ими даже после 12 часов напряженной работы. Кресло в кабине имеет функции охлаждения и подогрева спинки и сидения, чтобы в жаркое и холодное время оператор чувствовал себя одинаково комфортно.

Для контроля за работой харвестеров Ponsse на всех предприятиях Финляндии сейчас применяется программа «Пересылка данных», работающая в режиме онлайн. Существующие функции информационной системы харвестера позволяют контролировать, в каком месте заготавливает древесину харвестер, не залез ли он на чужую делянку, какой сортимент и сколько заготовил и т.д. Передовое предприятие ОАО «Ландэнсо» из г. Питкяранта (Республика Карелия) уже применяет такую систему пересылки данных.

Для работы на слабонесущих грунтах наши конструкторы создали 10-колесные машины, которые оказывают пониженное давление на почву. В спектре выпускаемой техники также появилось оборудование для разбрасывания удобрений и культивации почвы, были созданы различные системы кузовов, в т.ч. с пластинами – для вывоза пней. Были разработаны и новые модели манипуляторов как телескопических, так и параллельных. В новом параллельном манипуляторе применяется технология, при которой 2 гидроцилиндра в одной системе обеспечивают параллельность движения стрелы по отношению к грунту во время перемещения «вперед-назад». Внесены изменения и в харвестерные головки, которые сейчас называются H5, H6, H7,H8, H10. В этом списке H10 – главная новинка, весом в 2,5 т, предназначенная для работы с лесом диаметром до 840 мм в Сибири и на Дальнем Востоке. Возможность регулировки ускорения и замедления протяжки ствола, а также давлений сжатия ножей и роликов позволяют успешно обрабатывать самые сложные, в т.ч. лиственные деревья.

Недавно был создан новый симулятор для операторов харвестера и форвардера с большим экраном и доработанной системой программного обеспечения со множеством опций. Он позволяет инструктору сразу определить с вероятностью 90%: сможет ли конкретный человек в дальнейшем работать на машине или нет».

 

Александр Хотянович, ассистент кафедры лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ (Минск)

«Леса Беларуси являются одним из главных природных возобновляемых сырьевых ресурсов страны, а лесной комплекс в целом – динамично развивающаяся отрасль с большим инновационным потенциалом. Возрастающие потребности народного хозяйства республики в древесине, выгодные условия экспорта лесоматериалов и продукции деревообработки, развитие национальной системы лесной сертификации, усиление экологической роли лесов, укрепление экономической составляющей путем развития глубокой переработки древесины и использования вторичных древесных ресурсов в энергетических целях создают привлекательные условия для инвестирования в производственные и образовательные процессы. Цель таких инвестиций, источником которых, главным образом, является республиканский бюджет, заключается не только в единовременном вложении средств на обновление и расширение парка лесозаготовительных машин, лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, но и в создании на этой основе высокоэффективных производств с реальными сроками окупаемости, что требует наличия на предприятиях отрасли прогрессивного менеджмента. Приоритетным же во всем названном было и остается образование. За почти вековую историю в Белорусском государственном технологическом университете накоплен значительный опыт по разработке, обоснованию и внедрению прогрессивных технологий и оборудования в области лесного хозяйства, лесозаготовительного производства, экологии и экономики природопользования. Свидетельством этого является удерживаемый с 2007 г. статус базовой организации государств-участников СНГ по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности. В свою очередь с целью изучения передового зарубежного опыта эксплуатации многооперационных лесозаготовительных машин кафедра лесных машин и технологии лесозаготовок БГТУ с 2009 г. начала сотрудничество с финской компанией Ponsse, имеющей полувековой опыт проектирования, изготовления, обслуживания машин, работающих по сортиментной технологии. Представленная в Беларуси двумя десятками машин и профессиональным сервисом, Ponsse активно передает свои знания нашим лесозаготовителям во время участия в отраслевых выставках, проведения семинаров с демонстрацией технических и технологических возможностей своих машин на делянках, в сотрудничестве с учреждениями образования лесного профиля. Первым шагом нашего взаимодействия явилось приобретение тренажера лесозаготовительной машины, что позволяет обучать на нем ежегодно около 300 студентов лесного профиля. Уже через год после этого, вместе с проректором по учебной работе Федоренчиком А.С. (в настоящее время профессором кафедры) мы разработали авторский курс «Информационные технологии в отрасли» и включили в него раздел «Информационные системы управления современными многооперационными лесозаготовительными машинами». Параллельно, мы оказываем консультации предприятиям, которые эксплуатируют такую сложную технику, и примечательно то, что заинтересованность в повышении эффективности заготовки лесоматериалов выражают, преимущественно, частные компании, среди которых ЧПУП «Поставский мебельный центр», ИООО «Лесной союз-Бел» и др.

В то же время лесозаготовительные бригады лесхозов страны сегодня достигают показателей, которые, как минимум, в 2 раза ниже потенциала используемых машин. За 2011 г. на предприятиях Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь сменная выработка одного харвестра составила, в среднем, всего 49 м3, форвардера – 45 м3. При этом 59% харвестеров и 88% форвардеров – это машины отечественного производства (приведенные цифры взяты из материалов отраслевых печатных изданий республики). Одной из главных задач Министерства лесного хозяйства является создание условий, которые позволили бы к 2015 г. не менее 70% объема заготавливаемой древесины выполнять многооперационными машинами. Если руководство отрасли считает, что достигнутые удельные показатели использования машин в лесхозах являются нормой, тогда им действительно необходимо поторопиться и отыскать в бюджете страны огромные средства на то, чтобы к концу 2015 г. успеть закупить почти две сотни харвестеров и четыре сотни форвардеров.

Машинизация лесозаготовительных работ необходима, а эффективность использования машин связана, главным образом, с такими вопросами как соответствие характеристик машин условиям эксплуатации, подготовка высококвалифицированных операторов, своевременность сервисного обслуживания, компетентность руководства предприятий, наличие делянок, сменность работы. Многолетний опыт использования лесозаготовительных машин в скандинавских странах, а в поиске оптимальных сочетаний техники, технологии, экономики и экологии за последние 20 лет в этом регионе создавались и эксплуатировались самые разнообразные варианты технических средств, свидетельствует о предпочтении универсальных (базовых) машин, которые эффективно могут работать как на рубках ухода, так и на рубках главного пользования. Результат работы такого оборудования напрямую зависит от уровня квалификации оператора.

В настоящее время Министерство лесного хозяйства осуществляет обучение кадров для работы на лесозаготовительных машинах, однако совершенствование этого процесса требует решения таких вопросов как раздельная подготовка операторов харвестера, форвардера, механиков; переаттестация рабочих, которые проходили обучение в учебных центрах компаний-производителей машин; легализация деятельности зарубежных операторов.

С середины 2011 года этими проблемами заинтересовалась Республиканская Лесопромышленная Ассоциация (РЛПА). Преимуществами РЛПА в решении названных вопросов являются: общественный характер деятельности; авторитет ее членов (успешных частных и государственных компаний); осознание руководством страны необходимости диалога с бизнесом и связанные с этим позитивные настроения зарубежных общественных и финансовых институтов; возможность изучения опыта зарубежных компаний, что и предопределяет инновационный путь развития отрасли. Уже сегодня в этом направлении с Ассоциацией работают Министерство лесного хозяйства, концерн «Беллесбумпром», Министерство труда и социальной защиты, БГТУ, Республиканский институт профессионального образования, ООО «Понссе». С апреля 2012 г. БГТУ начал сотрудничать с Республиканской Лесопромышленной Ассоциацией и вошел в ее состав. Эта общественная организация помогает своим членам решать вопросы бизнеса, и мы надеемся, что наше сотрудничество позволит создать современную систему обучения операторов лесозаготовительных машин. Ведь главное – не наличие у оператора тех или иных «корочек», а привитые ему знания, умения, навыки, позволяющие достигать высоких результатов. Справедливости ради следует отметить, что Министерство лесного хозяйства уделяет много внимания вопросам лесопользования, способствует расширению сети учебных заведений, обеспечивающих отрасль кадрами, является заказчиком научных исследований, выполняемых в рамках уже третьей Государственной научно-технической программы и ориентированных на разработку отечественных лесозаготовительных машин и внедрения новых технологий. Однако прилагаемых усилий явно недостаточно. Необходимо более тесное и постоянное сотрудничество науки и лесной отрасли. Сейчас, к сожалению, руководству страны и отрасли предлагается много различных прожектерских проектов по получению сиюминутного экономического эффекта. Не изучив накопленный опыт других стран, не обратившись к науке с вопросами о последствиях можно в лесу наломать дров.

Владимир Бойков, менеджер по продажам и маркетингу сервисных частей ООО «Понссе» (Санкт-Петербург)

«Когда в 2005 г. Ponsse открыла фирму ООО «Понссе» в Санкт-Петербурге, первым нашим складом запасных частей был гараж одного из первых ее сотрудников. Но очень скоро нам пришлось срочно расширяться. В 2006 г. мы открыли огромный склад, как тогда казалось, но с каждым кварталом машин Ponsse продавалось все больше, и запросы на запчасти росли. Уже в 2011 г. мы переехали в отдельное здание со складом площадью 500 м2.

Как работает наша сервисная служба? В случае отсутствия детали на складе в Санкт-Петербурге в течение суток мы отправляем заказ в Финляндию. И если еще год-два назад нам удавалось сразу обеспечить поставку с нашего склада до 80% заказываемых запчастей, то сегодня уже до 93-95%. Иногда мы достигаем пика в 97%, но удержаться на нем сложно – т.к. постоянный рост складов запчастей Ponsse на территории России сопровождается очень большими единовременными заказами от дилеров.

На территории склада мы открыли помещение, где ремонтируются компьютеры Opti, которые мы раньше возили в сервисный центр в г. Питкяранта – за 450 км.

Сегодня, когда ежегодный общий спрос на российском рынке на сортиментную лесную технику составляет 400-450 единиц, компания Ponsse продает 100-120 машин. Конечно, это меньше, чем в Финляндии и Швеции, но есть еще и поставки подержанной техники. Так что работы по запасным частям нам всем в России и Беларуси предстоит много. И это не потому, что машины Ponsse часто выходят из строя. Наоборот, на заводе в Финляндии проводится обязательный 10-часовой тест-драйв каждого харвестера и форвардера в лесу или на специальной испытательной площадке, после чего машина осматривается, проверяется, моется и поставляется заказчику. Именно такая техника способна работать многие десятилетия.

Один из принципов Ponsse – быть ближе к клиенту. И даже главного конструктора на заводе в Финляндии я зачастую вижу работающим вместе с оператором новой машины, ведь нужно понять: как улучшить производительность, качество и минимизировать издержки. При хорошем обслуживании и своевременной замене запчастей и модулей, которые всегда есть на нашем складе, наши харвестеры и форвардеры практически вечные».

Затем участники семинара получили ответы на вопросы по эксплуатации оборудования и организации лесозаготовок, а также познакомились с тремя лесозаготовительными машинами Ponsse, поставленными в ОАО «Витебскдрев» – харвестером Ergo и форвардерами Buffalo и Buffalo Skidder. Со многими из них мы через неделю встретились в Минске на выставке Лесдревтех. Здесь, на международной конференции «Инвестиции и инновации в лесную отрасль Беларуси», менеджер ООО «Понссе» Юрий Галкин представил четыре графика по работе харвестеров и форвардеров в учреждениях Министерства лесного хозяйства Беларуси. Цифры заставили присутствующих серьезно задуматься.

 

И небольшое дополнение

Когда статья о семинаре Ponsse уже готовилась к печати, мы получили информацию о еще одном успехе этой компании, на этот раз, на конкурсе Fennia Prize - Good Design Grows Global (WN)

Новый интерфейс лесозаготовительных машин PONSSE Comfort (фотографии его размещены в рекламном модуле Ponsse) получил на конкурсе высочайшую оценку специалистов. Эта инновационная разработка была создана с учетом многочисленных пожеланий пользователей. Самое важное в ней – эргономические аспекты управления: продуманная форма джойстиков и подлокотников обеспечивает удобство оператора, а тщательно продуманная панель управления с возможностью индивидуальных регулировок и настроек помогает пользователю справиться со своей работой еще эффективнее. Интуитивное расположение кнопок обеспечивает быстроту и точность реакции. Простота и широкий диапазон настроек гарантируют, что рабочее место оператора будет удобно для каждого.

 

 

Вы здесь: Главная страница Все материалы Лесное хозяйство Современные технологии лесозаготовок Ponsse